2023/24,

театрӑн

106-мӗш

сезонӗ

С 1 по 4 февраля город Чебоксары посетили ведущие театральные критики страны Екатерина Морозова и Александр Вислов. Они посмотрели четыре репертуарных спектакля Чувашского драмтеатра, среди которых три премьеры прошлого года.

«Приезд ведущих театральных критиков страны значительно расширяет масштаб нашего диалога с профессиональным сообществом. Регулярность таких встреч позволит нам показывать зрителю еще более качественные, интересные и актуальные спектакли. Поэтому такие встречи будут проходить чаще», – отмечает директор театра Елена Николаева.

Театроведам показали спектакли: «Çын пурнăçĕ» (Жизнь человека), режиссер – Василий Иванов; «Ĕмĕр сакки сарлака» (Жизнь прожить – не поле перейти), режиссер – народная артистка Чувашии Наталия Сергеева; «Уйрăлу каçĕ» (Вечер расставания), режиссер – народный артист СССР Валерий Яковлев; «Анне» (Мать), режиссер – Алексей Герасимов. По итогам просмотров критики произвели подробный разбор постановок с артистами, художниками и режиссерами, оставили свои отзывы.

Екатерина Морозова: «Небольшой период по времени (всего 4 дня) оказался чрезвычайно насыщенным и от впечатлений просмотренных спектаклей, и от профессионального общения с коллективом Чувашского академического театра им. Константина Иванова. На мой взгляд, коллектив сегодня переживает период активного желания включиться в ритм современной жизни российского театра. Процесс пока сложный и тернистый, однако, то, что в репертуаре театра появляется драматургия Леонида Андреева, являясь для национального театра большой редкостью (в этом сезоне театр выпустил «Жизнь человека»), говорит о желании расширить свое представление о русской классике и впустить на сцену новые темы. Безусловно, остается потребность и в национальном материале, подробно, этнографично, порой с излишней строгостью к сохранению национального колорита, театр представил огромный «спектакль-полотно», по известному для каждого чувашского жителя роману «Жизнь прожить – не поле перейти» Никифора Мраньки. В этом сезоне есть премьера и художественного руководителя театра Валерия Яковлева «Вечер расставания». Задействовав почти всю труппу, режиссер предлагает спорное, на мой взгляд, но эмоционально-зажигательное решение пьесы Веры Пановой «Проводы белых ночей», что получает горячий отклик у возрастного зрителя. Почти всегда в национальном театре, и Чувашский в данном случае не исключение, присутствует тема «конфликта деревни-города» или тема «родной земли». В этот раз спектакль «Мать» по повести Валентина Распутина «Последний срок» оказался размышлением ясным и мудрым, с яркими актерскими работами, во главе с блистательным исполнением роли Анны Ниной Григорьевой и роли Миронихи Ниной Яковлевой.

В период своих поисков и формировании новых взглядов театру, на мой взгляд, можно быть сегодня более свободным в отношении своих театральных канонов, смелее в отношении новых имен режиссеров. Это, на мой взгляд, только укрепило бы и придало бы еще более интересное освоение национального компонента театром. И, конечно, хотелось бы, чтобы театр был более открыт молодому зрителю, который, я уверена, хочет, но пока не знает, как встретиться».

Александр Вислов: «Наиболее значительными впечатлениями от 4-х дней, проведённых в Чувашском национальном театре, стали для меня, во-первых, класс труппы и уровень мастерства, в первую очередь, артистов старшего поколения (запись дуэтной сцены Нины Григорьевой и Нины Яковлевой во втором действии спектакля «Мать» можно, на мой взгляд, смело включать в видеокурс по актёрскому мастерству). Во-вторых, приятно удивила известная смелость, нестандартность подхода театра в формировании репертуара: представить на чувашском столь редкую в наши дни «Жизнь Человека» Леонида Андреева, перенести из 1960-х в современность и из Ленинграда в Чебоксары действие «Проводов белых ночей» Веры Пановой – для подобных решений необходим определённый творческий кураж. А когда он есть, всё остальное рано ли поздно приложится.

Если же говорить о первоочередных задачах, стоящих перед театром, то они, на мой взгляд, таковы: определённое омоложение – причём, что называется, по обе стороны рампы (сейчас и на сцене, и в особенности в зале налицо явный дефицит молодых лиц); развитие «новых форм» взаимодействия с публикой («продвинутый» театр сегодня – это не только сумма спектаклей репертуара, но, как минимум, лаборатории, лекции, обсуждения и т.п.)».

Приглашение театральных критиков говорит о том, что руководство театра работает над развитием театра и заботится о качестве выпускаемых спектаклей, обеспечивая профессиональный анализ репертуара. Особенно это актуально, когда перед театром стоит задача создания концепции развития Чувашского драмтеатра до 2030 года. Надеемся, что полученная обратная связь даст необходимый толчок к пересмотру текущего направления работы театра и настроит на продуктивные и позитивные изменения.

 

Справочно.

Морозова Екатерина Борисовна – театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Российского Института Театральных Искусств (ГИТИС), педагог Высшей школы сценических искусств «Школа Г. Г. Дадамяна», старший научный сотрудник Государственного Института искусствоведения, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска».

Александр Александрович Вислов – театровед, театральный критик, педагог, руководитель театроведческого курса Российского института театрального искусства (ГИТИС), куратор театральных лабораторий и фестивалей, драматург и режиссер, эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска».