2023/24,

театрӑн

106-мӗш

сезонӗ

В Чувашском академическом драматическом театре состоялся премьерный показ истории одного солдата по пьесе писателя-фронтовика Нажиба Асанбаева «Аманнӑ шӑпа» (Израненная судьба). Премьера приурочена ко Дню Победы и посвящена участникам и ветеранам Великой Отечественной войны. Это первая работа режиссера Бориса Манджиева на сцене Чувашского драмтеатра.

Режиссер не скрывает, что ставит этот спектакль не впервые, но также признает, что и прочтение в этот раз немного иное, ведь и историческая реальность сегодня другая. В центре событий спектакля – воспоминания ветерана Алмана Чувашова о своей молодости, которая пришлась на годы Великой Отечественной войны. Заслуженный артист Чувашии Николай Сергеев, исполнитель роли ветерана, практически весь спектакль говорит сам с собой, и даже шумная и бойкая, пышущая жизнью Тарье, единственный живой собеседник Алмана, не может вытащить его из пучин саморефлексии. И чем ближе финал, тем глубже он погружается в свое прошлое, и все меньше принадлежит настоящему.

В основе литературного первоисточника, пьесы «Израненная судьба», лежат реальные события, участником и очевидцем которых был сам Нажиб Асанбаев. Борис Манджиев рассказывает, что принимал участие в написании пьесы, чтобы придать ей динамичности. И действительно, в спектакле между эпизодами нет долгих пауз, персонажи постоянно входят и выходят, сменяя друг друга, диалоги не смолкают, герои редко стоят на месте, перемещаясь вверх-вниз по подиуму. В хронику жизни попадают сцены любви, разговоры и монологи мужчин, порой ведущих себя совершенно по-детски, желание оставаться человеком даже в боевых условиях, и само собой разумеющееся чувство Родины.

«Здесь история такая, скажем, не пафосная, не высокопарная. Здесь война предстает как отрезок жизни людей, где есть место самым разным человеческим проявлениям и чувствам. Всегда нужно помнить, что за любым событием, тем более за тем, что войдет потом в учебники истории, стоят в первую очередь жизни и судьбы людей. Поэтому это спектакль о жизни людей. Просто на их жизни выпала война», – комментирует режиссер. У Бориса Манджиева солдат не гранитная глыба с грозным мужественным лицом, а обычный человек из плоти и крови. Персонажи спектакля любят, спорят, сердятся, строят планы, радуются, хитрят, шутят, скорбят, принимают решения, сомневаются, – словом, делают всё то, что делают люди в мирное время. Искренность и простота этих сцен создают язык, понятный зрителям разных поколений, а музыка и свет помогают говорить о героизме без шаблонной патетики.

В спектакле важным планом становится и сценография. Это блестящая работа художника-постановщика Марии Шуплецовой и художника по свету Михаила Добрышина. Стоит отметить, что на премьере используется обновленное световое оборудование, приобретенное в рамках Национального проекта «Культура». На сцене минималистичные, лаконичные декорации и лишь некоторые ее элементы в нужный момент привлекают к себе внимание. Но и они не отвлекают зрителя от диалогов и мыслей главных героев, а помогают держать атмосферу и эмоции на нужной ноте. Прочувствовать нерв и драматичность событий помогает и музыка. Она срабатывает лучше любых спецэффектов. Композитор постановки – Герой Калмыкии, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия Аркадий Манджиев. Режиссёр по пластике, заслуженный деятель искусств и заслуженная артистка Республики Башкортостан Рамиза Мухаметшина, используя приемы хореографии и через танцы, раскрывает сущность персонажей повествования, выражает эмоциональную и смысловую сущность сцен.

Спектакль в очередной раз напоминает зрителю о том, что выбор и последствия, прошлое и будущее, трагическое и героическое неразрывно связаны, а о людях, прошедших войну, нужно помнить всегда, даже спустя почти 80 лет после Великой Победы. И возможно, сейчас это стало еще важнее.

Спектакль идет на чувашском языке с синхронным переводом на русский. Рекомендован к просмотру школьникам и студентам. Действует Пушкинская карта.