Валерий Яковлев представил в Чувашском драмтеатре постановку «Хĕрлĕ кĕпеллĕ телей» (Счастье в красном платьице) по одноименной пьесе Арсения Тарасова. Посмотреть работу прославленного режиссера, казалось, собралась вся республика.
Повышенный интерес публики к спектаклю легко объясняется, стоит лишь взглянуть на афишу: известный писатель и драматург Арсений Тарасов — автор пьесы, народный артист СССР и лауреат «Золотой маски» Валерий Яковлев — режиссер и художник постановки, лауреат Государственной премии России Николай Казаков — композитор, а в главной роли — неподражаемая, всеми любимая народная артистка РСФСР Нина Яковлева.
По словам Арсения Тарасова, он долго вынашивал идею написания этой пьесы, слишком личной казалась ему история, взятая за основу. «Моя мама стала прототипом главной героини, старухи Серафимы, а отец — ее мужа. Реальные истории из их жизни, которые я наблюдал будучи мальчишкой, тоже вошли в сюжет пьесы. Я уже много раз рассказывал, что и Кукла в красном платьице — это образ, который, сама того не ведая, подсказала мне однажды мама», — рассказывает драматург. Также автор признается, что пьесу он посвятил Нине Яковлевой и никого кроме нее в роли Серафимы не видел.
«Возможно, я бы и не взялся за постановку этой пьесы, но так сложились звезды. Во-первых, пьеса победила в конкурсе драматургов. Во-вторых, согласно условиям конкурса, наш театр обязывался ее поставить. В-третьих, пьеса посвящена Нине Михайловне. И, наконец, тема умирающих деревень. Меня беспокоит, что исчезает чувашская глубинка, уходят в прошлое особенности нашего быта и традиционного уклада. Да, жизнь не стоит на месте, стремительно идет вперед. Но в попытках успеть за ней, мы не должны оставлять за собой одни руины. Хотелось напомнить об этом», — говорит режиссер Валерий Яковлев.
Валерий Николаевич нередко становится и художником своих спектаклей. Сценография этой постановки еще до начала показа привлекла к себе внимание любопытными, очаровательными миниатюрными макетами, расположенными на самом краю авансцены. Зарисовки из жизни деревни, те самые «особенности быта и традиционного уклада», как напоминание о том, что мы рискуем окончательно потерять, сопровождают все действо. А на фоне — «разруха» с покосившимися окнами и почерневшими от времени деревянными столбами. И если сначала костюмы главных героинь гармонично вписываются в общую атмосферу отчаяния, то их появление в ярких красных нарядах во втором акте «перекрашивает» все пространство. И красный — уже не знак предостережения об опасности, а символ жизни, радости и красоты.
Валерий Николаевич известный автор и прекрасных актерских дуэтов. В этой постановке зрители с удовольствием наблюдали за игрой Нины Яковлевой в роли старухи Серафимы и Светланы Лукияновой в роли Куклы. «Внешне хрупкая, но с крепким стержнем внутри» — так сразу и не разберешь, о ком речь — о самой Светлане или о ее персонаже. Кукла в красном платьице оказывается тем самым героем, который меняет жизни окружающих, возвращает им веру и надежду. Светлана отмечает: «Все имеет свое начало и конец. Любовь — это и про счастье, но одновременно и про боль. А мир в общем-то справедлив. Мне кажется, что именно это и познает моя героиня. Наверное, она больше не захочет быть человеком. Но это история с хорошим финалом».
Для Нины Яковлевой подобные роли не в новинку: «У Серафимы не осталось никого из близких, живет она одна и даже разговаривает с домашними животными, практически единственными живыми существами в округе. Есть в ее характере и судьбе что-то общее с Кетерук из «Мунча кунĕ» (День очищения). Они обе одиноки, у обеих большое сердце, которое еще хранит надежду и способно любить. И зрители их хорошо понимают. Может потому что в этом и есть женская суть. Я думаю, что все идет изнутри — и радости, и надежды. Каждый из нас должен нести в мир добро».
Это не первый спектакль Валерия Яковлева, где среди персонажей оказываются и образы уже ушедших людей. Вот что говорит об этом Арсений Тарасов: «Я не думаю, что это придает истории какой-то жути. Наши любимые всегда рядом с нами. Мы все иногда мысленно или даже вслух обращаемся к ним, говорим с ними».
«Воображение зрителя ничем не ограничено, тогда как средства для воплощения замысла автора или режиссёра имеют вполне четкие границы. Здесь не было цели нагнать загадочности или потусторонней мистики. Все есть метафора. Поэтому и мертвые совсем как живые, за исключением характерного грима», — рассказывает режиссер.
Стоит отметить, что гримерам и постижерам пришлось изрядно потрудиться, работая над персонажами. Заслуженный артист Чувашии Валерий Карпов и народный артист Чувашии Сергей Иванов в течение действия меняют свои образы, превращаясь из молодого героя в пожилого. Между сценами быстро «состарить» актера — непростая задача для гримера. Но вот на сцену выходит изрядно состарившийся Палля с ясно читаемым безумием во взгляде, и нет сомнений, что это работа профессионалов — и актеров, и персонала театра.
Оксана Драгунова, исполнительница роли Зинки, делится: «Валерий Николаевич никогда не ставит простых задач. Каждый спектакль — это новый вызов. Каждая роль — это испытание, преодоление, развитие. Зинка не похожа ни на меня, ни на какую-либо другую мою героиню. При распределении ролей он сказал, что хочет раскрыть нас как актеров с другой стороны, дать возможность уйти от привычного образа и не стать заложником какого-то амплуа. Я думаю, это правильно. Если говорить о премьере, то мы, конечно, с нетерпением ждем «вердикт» нашего зрителя. Но я могу точно сказать, что это спектакль который заслуживает внимания широкого зрителя».
Следующий показ спектакля «Хĕрлĕ кĕпеллĕ телей» (Счастье в красном платьице) состоится 4 июля. Билеты в кассе театра и онлайн на нашем сайте. Действует Пушкинская карта.